10 вещей, которые делают замечательные Родители

советы детского психолога

Краткий обзор лучших практических действий в воспитании детей из опыта известного детского психолога

В качестве детского психолога я регулярно провожу семинары для родителей, и замечаю, что самая популярная страница в моем раздаточном материале – это резюме с ключевыми идеями в процессе воспитания детей, которые я более подробно  раскрываю на мастер-классах. И очень многие родители говорят мне, что они размещают эту страницу на холодильник и часто обращаются к нему.

Даже если вы не посещали один из моих семинаров, этот список может служить полезным напоминанием о том, как можно  заниматься с нашими детьми.

 10   вещей, которые делают замечательные  родители.

 1.     Делайте то, что вы обещали сделать.

Это реализуется двумя способами:

1) Не создавайте правила, соблюдение которых Вы не можете или не хотите выполнять постоянно; и 2) выполняйте свои обещания.

Это важно для наших детей. Важно для того, чтобы они могли знать, что вы имеете в виду именно то, что говорите - это создает доверие и уважение.

Например, ребенок в продуктовом магазине начинает брать с полок какие-нибудь продукты. Отец, пытаясь остановить малыша, не подумав, говорит: «Не трогай или мы уйдем из магазина!». Сын  лукаво смотрит на родителя и стаскивает с полки шоколадку (показательный тест от ребенка, как «папа работает»). Следуя своему обещанию, отец должен уйти из магазина, но готов ли он сам к этому?!

2.     Отметьте момент, когда ребенок сделал что-то хорошее, и расскажите ему о том, что конкретно вам понравилось в его поведении.

 Мы, родители, часто тратим много времени и энергии, указывая на то, что наши дети могли бы делать лучше. Важно, чтобы соблюдался баланс между сообщениями, о том, что можно сделать лучше, и о тех действиях, которые уже выполнены хорошо.

Когда мы хвалим наших детей, необходимо быть более конкретными. Т.е. вместо того, чтобы просто сказать "Хорошо сделано!", подумать о том, что именно вы оцениваете в проведенной работе и рассказать им об этом. Например: "Мне очень понравилось, как спокойно и терпеливо ты кормила маленькую сестру, когда она капризничала".

Дети очень хотят нравиться своим родителям, и они просто расцветают от конструктивной положительной обратной связи.

3.     Позвольте детям ошибаться.

Пусть дети испытывают естественные последствия своих действий или своего выбора (при условии, что здоровье или безопасность не находятся под угрозой). Это очень важный момент в процессе обучения.

Так, например, если, ваша дочь настойчиво хочет одеть ее любимые сандалии в дождливый день, рассмотрите возможность позволить ей это (если погода теплая и промокшие ноги не приведут к простуде).

4.     Покажите им способ более подходящего поведения.

 Наказание только подавляет ребенка и вряд ли позитивно скажется на коррекции поведения.  Поэтому Вам надо рассказать ребенку (а со старшими детьми обсудить), как лучше себя вести, чтобы достичь той цели, к которой они стремятся. И если они последуют вашему совету в подобной ситуации, то обязательно обратить на это внимание и похвалить.

Например, вы накрываете на стол ужин, а трехлетний малыш начинает раздражающе ныть, активно привлекая ваше внимание и прося налить ему молока в его стакан. Предложите ребенку более позитивный способ поведения для достижения его цели: "Милая, я вижу, что ты хочешь молока (подтверждение понимание цели ребенка / эмпатия), но когда ты так ноешь -  у меня болит голова (рациональность). Если ты хочешь молока, просто попроси меня: «Мама, дай, пожалуйста, мне молока".

Также важно показать ребенку, что его метод является неэффективным. Если он  сможет добиться своей цели (молоко) его выбранным способом (нытье), то малыш  будет повторять этот метод в будущем, потому что он работал и показал свою эффективность. Поэтому  ждите, пока ребенок не попробует альтернативный метод, который поможет достичь его цели, обратите на это его внимание и похвалите.

5.     Опасайтесь гиперконтроля, дайте детям больше самостоятельности.

 Делая ошибки и получая опыты неудач, провала, разочарований, ребенок получает важнейший жизненный опыт, который помогает ему практиковать полезные навыки преодоления негативных моментов, сложностей в жизни.

Примеров того, что мы делаем что-то за детей очень много: напоминаем сделать уроки; заканчиваем за ребенка его научный домашний проект; приносим в школу забытую спортивную форму, учебники; забираем обертки от бутерброда, чтобы освободить ему руки, и пр.

Мы делаем так отчасти потому, что жизнь перегружена, хочется быстрее сделать повседневные задачи, отчасти из-за того, что мы можем сделать что-то лучше и быстрее, чем наши дети, а также потому, что предпочитаем не видеть, как нашим детям неудобно или что-то не получается.

Снизить контроль за ребенком  часто страшно. Но представьте себе, насколько будет страшнее, если они не научатся брать на себя ответственность и выполнять свои обязательства.

6.     Практикуйте  позитивные прикосновения.

Исследования постоянно показывают, что положительные прикосновения  (например, объятия, ласковые поглаживания) жизненно важно для детского развития и здоровья, как психического, так и физического.

Поэтому сделайте паузу в ваших ежедневных заботах и подарите ребенку крепкое объятие или приласкайте. А если ребенок уже взрослый и не готов с вами обниматься, нежно похлопайте по спине или погладьте по руке.

 7.     Всегда обозначайте четкое различие между детьми и их поведением.

 Всегда демонстрируйте в своих словах и поступках, что вы любите их, несмотря ни на что (даже если вам не нравится их поведение).

Когда они плохо ведут себя, говорите им "мне не нравится, как ты себя ведешь" или "твое поведение неприемлемо, потому что ..." вместо эмоциональных фраз "Что с тобой не так?" или "Ты сводишь меня с ума!".  Эти две последние фразы используют чувства стыда и вины, чтобы повлиять на изменения в поведении, но они обращаются к личности ребенка, а не к его действиям на данный момент.

Также стоит обратить внимание на вашу невербальную коммуникацию (язык тела, тон речи и т.д.). Эти невербальные сигналы имеют мощную силу и могут изменить  смысл ваших слов.

8.     Избегайте дисциплинировать детей, когда они голодные или уставшие.

 Когда дети устали или голодны, они не смогут  воспринимать то, чему вы пытаетесь их обучить. Поскольку целью дисциплины является обучение, убедитесь, что ваши дети находятся в нормальном физическом и психическом состоянии, которое позволит им учиться на своих ошибках и сделать лучший выбор в следующий раз.

Отложите коррекцию проблемного  поведения на период, когда ребенок будет отдохнувшим, сытым и спокойным.

9.     Научите детей трем важным навыкам.

 Вместо того чтобы говорить детям - "Вы можете сделать что-нибудь", - обучайте их 3 навыкам: практика, терпение, упорство. Эти привычки являются краеугольным камнем успеха.

10.Помогите  детям научиться разделять свои чувства и действия.

 Научите детей понимать свои чувства, различать свои эмоции. Обучите детей разным способам реагирования на свои чувства вместо необдуманной автоматической реакции. Хорошо, когда ребенок замечает свои чувства, эмоции, но последствия его чувств в действии могут быть не очень хорошими (например, дерется, вопит). Помогите детям разделять свои чувства и реакции на них.

Это может быть одним из самых важных навыков, которым мы можем научить наших детей.

 

 

Поделиться
в Telegram
в WhatsApp