5 лайфхаков для воспитания детей, занимающих меньше минуты

детский психолог омск

Решайте задачи воспитания детей с помощью следующих пяти коротких советов от известного детского психолога.

Как работающая мама,  я с удовольствием подбираю  простые советы, которые помогают мне быстро решать какие-либо задачи и делают  жизнь чуть легче. В моей копилке прижились  такие жизненные хитрости, как: использование микроволновки в течение одной минуты для дезинфицирования  кухонной  губки, использование пищевой соды  для удаления пятен воды с деревянной мебели и пр.  

Мне нравится находить и пользоваться советами и хитростями, которые помогают экономить время, уменьшают стресс, делают небольшие, но значимые изменения в моей жизни. 

Сейчас эти хитрости или советы называют «хаками», и  этот термин используется в разных сферах жизни – «лайфхаки»,  «хаки» в кулинарии, уборке, в декорировании и т.д. 

Исходя  из этого, хочу сделать и свой вклад в вашу жизненную копилку -  забирайте 5 хаков для воспитания детей от развивающего психолога, специализирующегося на  взаимоотношениях  родитель-ребенок (но не являющегося отличным  поваром).

Чтобы использовать мои советы в вашей жизни – понадобится меньше минуты, но результат будет значительный и часто  - моментальный.

Эти воспитательные лайфхаки, основанные на опыте работы с тысячью мам и пап в моей профессиональной практике, помогут  вам избежать борьбы за власть в отношениях с ребенком, помогут детям слышать вас и сотрудничать с вами, что в итоге скажется  на поддержании  хороших взаимоотношений с ребенком. 

1.    Pivot – точка разворота (из финансового сленга)

Pivot является искусством говорить "Да" вместо "Нет" без изменения смысла.

Поэтому  вместо того, чтобы сказать: «Нет, мы не можем пойти гулять в парк, пока ты не поспишь», - измените формулировку и скажите: «Да, мы пойдем  в парк после того, как ты немного поспишь».  Или: «Да, ты можешь взять автомобиль, как только сделаешь свою домашнюю работу». 

Сообщение по содержанию то же самое, но настроение совершенно другое, и говоря "Да", вы даете детям гораздо меньше возможностей  для споров. 

2.    Переформулируйте (используйте рефрейминг) 

Рефрейминг привлекает детское воображение и игру для формирования поведения, которое вы хотели бы видеть. Очаровательное исследование психологами четырехлетних деток  демонстрирует  силу данной стратегии. 

В тестах исследователи сначала просили детей просто стоять неподвижно так долго, как они смогли бы. Конечно, дети стояли не очень долго: как правило, меньше  минуты. Затем исследователи просили детей сделать вид, как будто они охранники на заводе. Теперь  дети смогли стоять почти в четыре раза дольше. Почему? Потому что они были вовлечены в деятельность воображением, игрой. 

Рефрейминг часто используется во многих дошкольных учреждениях, когда дети наводят порядок в игровой комнате и раскладывают игрушки по местам, пока играет детская песенка, и они должны успеть все сделать до ее окончания. 

3.    Аргументируйте 

В нашей занятой родительской жизни мы может даже не замечать собственные крики или ворчание на детей «это сделай» или «это нельзя делать», как: "Убери свою обувь сейчас же!", "Выключи  компьютер!", "Перестань!" и т.д.

И последствия такого невнимания будут разочаровывать, потому что дети начинают игнорировать наши слова, сопротивляться делать то, что мы просим. Мы сталкиваемся с началом борьбы за власть, с манипуляциями.

Но мы сможем уйти от этих проблем,  если поможем детям понять, почему мы их просим это делать, то есть необходимо объяснять, аргументировать свои слова. 

/Примечание: "Потому что я так сказала",  - это не аргумент, и, в большой вероятности, приведет к более сложной борьбе за власть, или, наоборот, отстранению ребенка от вас, формированию секретов./ 

Например: «Пожалуйста, обувайся. Мы должны выйти в течение одной минуты, иначе мы опоздаем подобрать твоих друзей, и это будет совсем невежливо по отношению к ним». 

Эта стратегия не гарантирует немедленного выполнения ваших обращений, но она будет показывать детям, что ваши запросы являются мотивированными.  А также будет формировать модель важности использования веских причин для мотивации поведения. 

4.    Сопереживайте 

Сочувствие является мощным инструментом, которое дано нам, как родителям.

Когда мы проявляем сочувствие, мы показываем  уважение к чувствам ребенка и к его реальности (часто отличающейся от нашей). Мы показываем детям, что слушаем и слышим их, мы понимаем их точку зрения - или пытаемся понять. 

Когда вы не знаете, что делать в какой-то ситуации - сочувствуйте. Если вы настаиваете на чем-то или используете свою влиятельность - сопереживайте.

Например: "Милый, я знаю, что ты не хочешь застегивать ремень безопасности, он давит на руку и тебе неприятно. Я понимаю, что ты не хочешь из-за этого пристегиваться" (сопереживание). 

Пожалуйста, обратите внимание, что сочувствие не обязывает вас что-то менять или исправлять в ситуации. Это важное различие!  Вы можете сопереживать вашему расстроенному  сыну из-за необходимости  использовать ремень безопасности без каких-либо действий к изменению. 

5.    Избегайте говорить "Но" 

После того, как сопереживание  объединило вас с ребенком (см выше пункт 4), не сводите это на нет,  говоря "Но...". Как, например, такой фразой: "Я знаю, что ты не хочешь застегивать ремень безопасности, Но ты пристегнешься, потому что ремень помогает сохранить твою безопасность". 

Вместо этого сохраняйте связь, которую вы установили  с ребенком  через эмпатию, путем передачи ему сообщения, что детские чувства очень важны, даже когда они не могут быть выполнены. 

Как это сделать? Попробуйте сказать "Тем не менее" или что-то подобное, а не "Но". Например: "Милый, я знаю, что ты не хочешь пристёгивать ремень безопасности. Тем не менее, ремень сохраняет нашу безопасность в машине, не дает удариться при резком движении, поэтому мы все пристегиваемся, когда  куда-то едем» (т.е. объясняем причину). 

6.    И еще один бонусный хак:

Перечисленные выше советы  работают  на людей всех возрастов (в том числе вашего супруга или сотрудников, коллег). 

 

Поделиться
в Telegram
в WhatsApp