Во-первых, ребёнок попадает в новую социальную ситуацию, где к нему начинают предъявлять совершенно отличные от садика или дома требования. Сам он начинает исполнять иную социальную роль – школьника. Поэтому и меняется система оценивания.
Во-вторых, появляются новый режим и ритм жизни, а главное – тип деятельности. Если раньше для детей главным была - игра, то теперь для них на первый план должна выйти - учебная деятельность.
Помимо всего перечисленного, начинает происходить перестройка всех психических процессов, в результате которой они становятся сложнее, многограннее, и по мере обучения в школе, всё больше - осознанней и целенаправленней.
Успешность обучения в школе во многом зависит от того, насколько ребёнок готов или не готов к ней. Традиционно в психологии различают мотивационную и интеллектуальную готовность, т.е. важны не только те знания или умения, которыми ребёнок обладает на сегодняшний день, но и то, насколько ему хочется оказаться в новой для себя роли ученика, окунуться в школьную жизнь.
Прежде, чем отправлять ребёнка в школу, каждому родителю предстоит понять и решить, а насколько их будущий первоклассник готов к этому?! Часто, самому родителю, бывает достаточно сложно самостоятельно ответить на этот вопрос.
Даже если ребёнок посещал детский сад, развивающий центр, занимался усиленно дома с родителями или педагогами, это ещё не означает, что он полностью готов к первому классу.
Во-первых, в плане знаний и направлений детского развития, у каждого педагога (родителя) может быть свой подход. У кого-то цель - научить читать, у кого-то- развить математические навыки, у кого-то - дать всё по чуть-чуть, а у кого-то - воспитать будущего гения. Но ничто из этого не является гарантией, что у ребёнка достаточно развиты все психические процессы.
Во-вторых, даже если ребенок развит интеллектуально, не факт, что у него будет сформирована готовность к школе в плане его поведения и переживаний. Например, неумение общаться с другими людьми, адекватно реагировать на детей или взрослых, а так же характерологические особенности самого ребёнка, могут оказаться серьёзной проблемой.
В-третьих, у некоторых детей бывают неправильные представления о школе: кого-то школа может пугать, кто-то может отказываться принимать новую роль и новые требования.
Поэтому, если у родителя есть сомнения, лучше заранее следует обратиться к специалисту, который мог бы независимо оценить ситуацию развития ребёнка, определив «слепые» пятна и «проблемные» точки. Чтобы не просто спрогнозировать то, насколько успешной или неуспешной будет адаптация к школе, но и получить практические рекомендации по исправлению ситуации.
Автор статьи - психолог Наталья Дружина.