Этапы развития речи у детей. Стоит ли посетить логопеда?

задержка развития речи у детей

Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова ... но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка - и усваивает легко и скоро, в два-три года столько, что и половины того не может усвоить в двадцать лет прилежного и методического учения. Таков этот великий народный педагог - родное слово!
К.Д. Ушинский

 

Развитие речи - процесс своеобразный, сложный и протекающий неодинаково у различных детей.

Ребенок за период дошкольного детства практически овладевает речью. В это время у ребенка происходит не просто механическое накопление словаря, не простое копирование взрослой речи и усвоение набора определенных речевых штампов, а постижение и усвоение законов, по которым действует такой сложный живой механизм, как язык. Овладение языком – это не процесс имитации готового, «впитывания» образцов, а процесс творческого познания, активного поиска закономерностей взаимоотношений элементов языка, поиск правил, по которым строится собственная речь. Даже очень маленький ребенок может создавать собственные, уникальные высказывания. Остается только удивляться, как такую сложную работу и в такой короткий срок совершает такой еще маленький человечек.

Первые годы жизни ребенка имеют решающее значение для дальнейшего развития его языка.  До овладения словом ребенок проходит подготовительный период, имеющий громадное значение для развития его языка. Младенчество рассматривается как подготовительный этап в развитии речи, когда закладываются, во-первых, предпосылки понимания речи взрослых, во-вторых, - активного употребления слов. Причем пассивная речь, т.е. понимание речи взрослых, осваивается ребенком быстрее, чем активная - ее самостоятельное употребление. Развитие речи ребенка неразрывно связано с возникновением и ростом потребности общения со взрослым. На 3-м месяце жизни малыш реагирует на «разговор» взрослого смехом и звуками. В возрасте 2-4 мес. издает характерные согласные звуки («к-к», «х-х»). Около 4 мес. гукание сменяется гулением. К 6 месяцам у здорового ребенка появляется первый слог ба или ма. Возникает начальное понимание обращенной речи: ребенок прислушивается к голосу взрослого, правильно реагирует на интонацию, узнает знакомые голоса. К 8 месяцам появляется лепет, т.е. повторение одинаковых слогов: ба-ба,  да-да, па-па и т.п.  В речи используются звуки: п, б, м, г, к, э, а.
К моменту своего первого дня рождения большинство детей уже могут осмысленно употреблять около пяти слов, к которым обычно относятся такие: «мама», «папа», «гав-гав», «би-би», «тик-так», «пи-пи» и др. Как правило, это звукоподражательные слова. До полутора лет малыши обычно обходятся высказываниями, состоящими из одного слова.

С возрастом у ребенка возникает настоятельная потребность в общении. Он хочет что-то получить, попросить, сказать. Эта потребность сопровождает всю его деятельность, обусловливает возникновение активной речи. Постепенно растет словарь ребенка: если к концу первого года жизни у него насчитывалось 10 слов, то в 1 года 6 месяцев - 30, а к 2 годам - 300 слов.

Овладение активной речью нередко имеет характер «взрыва». Некоторые ученые связывают такую внезапность возникновения активной речи с открытием ребенком того факта, что каждый предмет имеет свое название. Начиная с 2 лет, ребенок быстро накапливает пассивный и активный словарь, постепенно овладевает произношением звуков, грамматическим строем предложения. К концу второго года речь ребенка начинает выполнять свою основную функцию - использоваться как средство общения с окружающими и прежде всего взрослыми и в его словарном запасе уже около 200-400 слов, а к концу третьего года - 700-1200 слов. Ребенок трех лет пользуется предложения из пяти-восьми слов. Малыш уже овладел множественным числом существительных и глаголов. Ребенок может назвать свое имя, пол и возраст. Малыш понимает значение простых предлогов — выполняет задания типа «подними кубики с пола», «положи кубик в коробку», употребляет в предложении простые предлоги, а также союзы потому что, если, когда. Малыш понимает короткие рассказы и сказки, которые ему читают. Может оценить свое и чужое произношение, задает вопросы о значении слов. Ребенок трех лет должен правильно произносить звуки с,з.

В речи четырехлетнего малыша уже встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, употребляются предлоги по, до, вместо,после, союзы что, куда, сколько.В словарном запасе ребенка около 1500–2000 слов, в том числе слова, обозначающие временные и пространственные понятия (год, месяц, день, ночь, утро, лево, право и т. д.).

К пяти годам запас слов у ребенка увеличивается до 2500–3000 слов. Он активно употребляет обобщающие слова («посуда», «игрушки», «животные» и т. п.), называет большое количество предметов и явлений окружающей действительности. В словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов; исключение составляют только некоторые трудные незнакомые слова (например, «экскаватор», «электричество», «милиционер»). К концу 5 года жизни ребенок должен правильно произносить шипящие звуки ш, ж, ч, щ, а также звук ц.

К 7 годам словарь ребенка увеличивается до 3500 слов, в нем активно накапливаются образные слова и выражения. Ребенок усваивает грамматические правила изменения слов и их соединения в предложениях. У малыша начинают активно развиваться языковое и речевое внимание, память, логическое мышление и другие психологические предпосылки, необходимые для дальнейшего развития ребенка, его успешного обучения в школе. К школе у ребенка должны быть сформированы ВСЕ звуки родного языка. Если к 6-7 годам звуки р,л не появились, то следует обратиться за помощью к логопеду, т.к. самостоятельно эти звуки после 6 лет обычно не появляются. То же самое касается и остальных звуков.

Чтобы вовремя оказать помощь малышу, нужно знать, что является нормой развития речи, а что её задержкой, поэтому будьте внимательны, если ваш малыш:

·       Не гулит к концу 4 месяца,

·       Не лепечет и не повторяет за взрослым различные звукосочетания и слоги к концу 9 месяца.

·       В 1 год не может произнести не слова, а так же выполнить простейшие просьбы.

·       К концу первого года не может произнести около 6 осмысленных слов.

 

Первые слова детей уже могут сигнализировать о неблагополучном начале развития речи малыша. Если ваш ребенок произносит «ма» вместо мама, «па» вместо папа и т.п. обратитесь к специалисту, ведь чем раньше вы это сделаете, тем благоприятнее прогноз речевого развития, а следовательно и развития в целом вашего малыша.

Автор статьи: Заседателева (Васина) Надежда Ярославна, логопед Центра "Expert Child"

Поделиться
в Telegram
в WhatsApp