Как лучшее становится врагом хорошего

Все родители любят своих детей, желают им всего самого лучшего. И не просто лучшего, а чего-то такого, чего у них самих не было.

Мечты и желания эти  восходят своими образами к мифу о Рае, Эдемском саде, земле обетованной, в которых, в общем-то, никто и не был. В современной интерпретации этот старый миф имеет инстаграмный образ обеспеченной жизни с позитивным и вечно молодым лицом. И, обычно, родители знают, как их детям  лучшего достичь….

Во внешней составляющей на пути к лучшему, в который входят такие разделяемые большинством ценности, как -лучшие вещи, успеваемость, школа и секции, - родители в той или иной степени справляются. Также справляются и с различными неуспехами ребенка- от плохих оценок за заданные уроки (решая их вместе и вместо своего школьника) до договоренностей с преподавателями.

Но почему- то, не все дети при таких стараниях родителей демонстрируют положительные эмоции, не вписываются в идеальные образы лучшего: успеваемость по всем предметам и примерное поведение. Многие чада даже совершенно портят картину, испытывая различный спектр негативных эмоций - от открытой агрессии до полного игнорирования любящих их родителей. И это вызывает, в свою очередь, у родителей бурю чувств. Негодование, что у самого родителя все было гораздо хуже ( с обеспеченностью), но он был… и далее недостающие достижения. Тревогу - «видимо, с ребенком что-то не так». И даже - полное разочарование в собственном отпрыске с худшими прогнозами в перспективах на будущее. 

Причины «неблагодарности» детей , конечно, могут быть разные. Но они очень хорошо демонстрируют тот факт, что внешние составляющие лучшего  никак не учитывают внутренних. Ведь даже на пути к лучшему, ребенок будет сталкиваться с индивидуальными препятствиями, находящимися в его внутреннем мире - теми препятствиями, которых не видно в постах инстаграма. Он может тяжело переносить вхождение в новые коллективы, может быть очень восприимчивым эмоционально. Ребенок может быть мечтательным ( а, значит, и творческим), и тогда никак не вписываться в образ лучшего по точным наукам. Кроме того, ребенок может испытывать множество негативных эмоций по самым разным поводам, в которых он сам разобраться совершенно не в силах. Ему не хватает для этого опыта и необходим взрослый, который эти эмоции признает. Признает, что ребенок может их испытывать, даже имея все самое лучшее.

Но главное, даже не это, а то,- что ребенок не вписывается в мечты о лучшем своих родителей.

Ведь если начистоту, то наше лучшее в отношении детей - это тревожиться как можно меньше. И все наши хлопоты о лучшем зачастую связаны с настоящей нашей  тревогой - тревогой неизвестности. Мы на самом деле, не знаем, что ждет наших детей, вот и пытаемся неясный образ будущего заменить понятными картинами настоящего. Но это наша тревога, которую мы переносим на наших детей.

Мечта о лучшем всегда указывает на наши собственные нереализованные желания: пусть хоть не я - так мой ребенок... С другой стороны, всегда легче требовать с другого что-то, что необходимо требовать от себя. Вот и лишаем своих детей их собственной жизни, предлагая вместо этого проживать нашу.

.... А еще, в погоне за лучшими эмоциями, временами, оценками  упускаем хорошие встречи с собственными детьми, хорошие моменты, когда можем проявлять истинные чувства к ним, хорошее отношение, вне зависимости от их достижений....

 

Автор статьи: Татьяна Владимировна Шилова - детский психолог, семейный психолог

Поделиться
в Telegram
в WhatsApp