Работа с детьми с задержкой речевого развития

ребёнок не говорит

Ребенок сразу после рождения вступает в процесс общения с окружающими людьми, ибо в нём от природы заложена способность к общению, которая под влиянием взрослых должна очень быстро развиваться. В общении со взрослыми, сначала через подражание, а потом через слово, ребенок приобретает свой жизненный опыт, знания, умения.

Большие проблемы возникают в семье, если ни в 1.5, ни в 2 , ни даже в 3 и 4 года у ребёнка не возникает не только речевого общения, а даже собственно речи.

В активном словаре ребёнка, чаще мальчиков, бывает 3-4 слова и до 8-10 звукоподражаний и звукокомплексов. Пассивный словарь, естественно, ограничивается бытовым. Тревоги родителей неговорящего ребёнка усиливаются и тем, что они замечают задержку предметных знаний: ребёнок не считает, не называет цветов, не рассказывает стихов, не знает многих животных, очень часто не любит слушать, как ему читают книжки.

Причина задержки психоречевого развития – энцефалопатия, выражающаяся в недоразвитии тех структур мозга, которые отвечают за речь. Родители, не зная истинной причины задержки речи у детей, чаще всего поздно, но все-таки приходят и к логопеду, и к неврологу, где назначаются адекватная терапия и занятия.

Самым главным в работе с неговорящими детьми является снятие с ребёнка уже закрепившегося и у него самого, и у родителей, комплекса молчания. Вместо речи он активно пользуется жестами, мимикой и интонацией.

Ребёнка понимают, удовлетворяют все его просьбы, и речь ему становится по сути не нужна. При этом физический слух – сохранный. Перестроить родителей и самого ребёнка на появление речи трудно, но возможно. Это и становится целью работы логопеда. Когда ребёнок говорит 3-4 слова (а в моей практике был случай, когда 7-летний Максим С. Говорил только одно слово: «да»), психологически трудно убедить пациента, что он может и должен говорить.

Первый этап совместной работы логопеда и родителей заключается в одинаковых требованиях к ребёнку. Его перестают понимать, удовлетворять все его требования. И «возникает» - не сразу, а чаще через слёзы – физиологическая потребность говорить.

Второй этап работы с неговорящими детьми – выбор тех слов, начальных слогов слов, которые может и должен произносить пациент. Логопед предлагает родителям выбрать 3-4 слова, которые психологически желаемы и доступны: любимые фрукты, любимая игрушка, предмет или необходимое действие (фита – конфета, дем-идем, шина-машина…). Многократно повторяемые слова закрепляются за 3-5 занятий. Пока искажённые, часто повторяющиеся слова тянут за собой и другие. На 10-12 занятии ребёнок может повторить за логопедом уже до 10 слов. Сильная воля логопеда, необходимая требовательность, постоянные одобрения создают у ребёнка чувство успешности. Второй этап по выходу ребёнка из комплекса молчания может длиться довольно долго, пока наш пациент не сможет повторять множество слов. Пока не усвоит структуру многократно повторяющихся одних и тех же слов по темам: животные, одежда, посуда…

Слова вначале подбираем одно-двусложные: мышка, белка, зайка, бокал, ложка, кофта, юбка, штаны. Причем, если удалось вызвать «ка», то по системе «слог плюс «ка», запоминание слов пойдёт быстрее.

Третий этап работы с неговорящими детьми – это уже двухступенчатая работа. С одной стороны, мы продолжаем увеличивать словарный запас (как активный, так и пассивный), а также пытаемся составлять первые аграмматичные предложения: «один гриб», «два гриб». «Это Мишка», «Вот белка» и др.

Основные требования к родителям на этом этапе – не идти на поводу у ребёнка. Любые его просьбы ДОЛЖНЫ БЫТЬ РЕЧЕВЫМИ. Искажённое воспроизведение звуков не должно волновать их на этом этапе развития речи. Актуальным станет и то, что ребёнок вместе с появлением слов станет набирать предметные знания, начнёт общаться посредством речи со сверстниками.

Отличительной чертой нашей методики является то, что на фоне неврологического лечения, физиолечения, мы выполняем точечный массаж, направленный на растормаживание речевых зон головного мозга.

Схема массажа постоянно усовершенствуется. В сеанс стимулируются от 10 до 15 точек по возбуждающему методу. Точки расположены на руках, ногах, шее, лице. Количество сеансов от 12 до 15 за курс.

Совместное воздействие на центральную нервную систему ребёнка всеми доступными методами: приём ноотропов, аминокислот, физиолечение, точечный массаж и конечно логопедические занятия, дают желаемый эффект.

При этом гарантом успеха в коррекционной работе с детьми с задержками речевого развития является безусловное выполнение родителями всех требований и заданий логопеда.

Автор статьи - логопед Центра психологии и логопедии "Expert Child" Заседателева Эльвира Борисовна

Поделиться
в Telegram
в WhatsApp