Развиваем организационные навыки у детей!

Вот некоторые вопросы для вас, родители:

  • Сколько раз за день вы спрашиваете своего 14-летнего ребенка, когда он начнет делать домашнее задание?
  • Как много ненужных вещей вы извлекаете из школьной сумки  вашего 10-летнего чада? И как часто он забывает положить необходимое, если ему не напомнить?
  •  Ваш  дошкольник собрался одновременно с вами к выходу из дома?

У вас есть выбор! Вы можете пытаться контролировать и организовывать ребенка, а можете помочь ему развить собственные навыки организации, что сделает вашу жизнь намного легче и проще. Как и во всех аспектах воспитания, ожидания от наших детей должны соответствовать их развитию и психологии. Например, большинство 4-летних детей испытывают трудности в том, чтобы  не разговаривать и не отвлекаться во время чтения сказки, не говоря уже о том, чтобы по пунктам пытаться планировать список дел. Но  это не значит, что мы не можем помочь нашим детям развивать хорошие привычки с раннего возраста.

Установленный порядок и тайм-менеджмент.

Чтобы начать воспитание организаторских навыков у детей с раннего возраста (и чтобы помочь всем  членам семьи остаться в здравом уме), установите простые бытовые процедуры и придерживайтесь  их. Например,

утром мы умываемся, потом едим завтрак, потом чистим зубы, а затем одеваемся;

в обед мы вернулись домой с прогулки, разулись, разделись, пошли мыть руки и т.д.

Для особо важных периодов расписания дня, вроде утренней спешки или перед сном, вы даже  можете использовать интересные визуальные эффекты, чтобы помочь вашему ребенку остаться в рамках установленного режима без постоянных напоминаний от вас. Составьте  «шаг за шагом» перечень с картинками  для каждого "​​что делать".  Для дополнительного развлечения, приклейте эти изображения на доску или постер липучкой/магнитами, и пусть ваш ребенок снимает картинку-«шаг» после того, как он будет завершен.

Если вы сами организованы, то и ваши дети тоже со временем будут такими же, потому что дети учатся, наблюдая за другими вокруг себя. Может быть, они сейчас  не так хорошо владеют этими навыками, как вы, но это сработает со временем! Подавайте пример - организовывайте себя с мелочей, так чтобы они не накапливались. Например, как только конверт с чем-либо приходит домой – не складывайте его в кучу, а ознакомьтесь с информацией и пустите в дело! Таким образом, вы можете наглядно подавать пример ребенку, а затем дополнительно рассказывать о тайм-менеджменте.

Используйте календари, семейные планировщики, магнитные или пробковые доски по дому, чтобы совместно планировать и организовывать мероприятия, развивайте семейное сотрудничество. Использование еженедельного  графика, которое включает в себя такие вещи, как школьные занятия, домашние задания, внеклассные  мероприятия, спортивные занятия  будет держать всю семью в курсе. Включайте свободное время и встречи с друзьями в расписание, что поможет научить вашего ребенка сохранять баланс в жизненных делах.

Некоторые хитрости.

Различные стратегии будут работать по-разному в семьях, но вот несколько испытанных и надежных методов, которые помогут вашему ребенку развивать организационные навыки.

Разбейте большие работы  или задания на небольшие части. После этого, содействуйте планированию ребенком, когда и как будет завершаться  каждая часть работ.  Это особенно полезно для прокрастинаторов (те, кто «откладывают дела»), так как убирает ощущение подавленности  невыполнимой задачей. Постоянно хвалите ребенка за то, что он делает и завершает работы по плану.

Превратите все в игру! Есть много вариантов  улучшить организацию работ, чтобы это стало на самом деле весело. Получайте сами от этого удовольствие!

Помогите ребенку определять приоритеты. Повышайте фокус внимания на домашнем задании путем поощрения ребенка разработать список того, что нужно сделать, и прописать  этот перечень. Вычеркивание элементов списка или отметка «галочкой» будут одновременно и награждением и мотивацией.

Обязательно выделите место в доме для обучения ребенка. Это сокращает время для поиска материалов  и помогает мысленно перестроиться на "режим выполнения  домашнего задания".

Используйте таймеры для тех дел, которые должны быть ограничены по времени, как просмотр телевизора или игры за компьютером.

Цветовая маркировка учебников, книг в соответствии с темой или предметом, а также цветовое согласование с расписанием  помогут вашему ребенку найти то, что ему нужно быстро и без затруднений. А также позволит помнить, где должны быть материалы, или то, что надо сделать.

Претворение в жизнь.

Рассказывайте детям о новых идеях, которые вы внедряете, чтобы помочь им стать более организованными, и почему это так важно. Убедитесь в том, что они чувствуют себя вовлеченными, а не воспринимают  это, как  еще один свод навязываемых правил. Это также будет иметь большое значение, помогая им развивать навыки самоорганизации.

Когда вы замечаете, что ваш ребенок демонстрирует хорошие организационные навыки (например, вовремя вышел из дома), обязательно отметьте этот шаг и похвалите за те большие усилия, которые он прилагает (например, "Спасибо, Никита, что поставил свою обувь в шкаф» или «Очень хорошо, что сегодня оперативно собрал вещи , и мы вовремя приедем на тренировку»).

Внедряйте  новые стратегии по очереди, сопровождая вознаграждениями и похвалой. Помните, что обучение детей навыку самоорганизации  может быть интересным и креативным -  возможности безграничны!

 

Перевод по материалам статьи Ханнан, Тим, специалиста в области детской и подростковой психологии. «Обучение детей с расстройствами: Последние достижения в области научных исследований и практики». «InPsych», декабрь 2013

Поделиться
в Telegram
в WhatsApp